'Nique

kannsein


воз пряников в рот людской


Share Next Entry
лифчики и революция
'Nique
kannsein
Рабкор.ру после долгих обсуждений все-таки не взял мою статью. Я бы сказала, что мое сердце разбито, потому что эту статью я долго вынашивала и вообще она мне очень дорога, но не скажу. Потому что на самом деле я очень довольна всей этой историей: и тем, что вообще взялась писать, и тем, что кучу всего в процессе обдумала и кое-что новое поняла, и полученной критикой Кагарлицкого, которая интересна и по сути, и, прошу прощения, как симптом. И главное, понятно, чего в этой статье не хватает и что делать дальше.


Войну лифчикам объявили феминистки второй волны. Есть даже легенда (которая не соответствует букве истории, хотя, пожалуй, вполне отвечает ее духу), что в конце шестидесятых они сжигали лифчики на своих уличных акциях. В России, как всем хорошо известно, не было ни второй, ни третьей волны феминизма, и поэтому если у нас сегодня попытаться заговорить о лифчике как о проблеме, тебя никто не поймет. Никто — независимо от политических позиций. Вопрос все задают один и тот же: а почему вообще об этом надо говорить? Либералы при этом апеллируют к личному выбору (не нравится — не носи), левые напоминают, что есть дела поважнее: сначала сделаем революцию, а потом разберемся с лифчиками и прочей женской дребеденью. На что у феминистки (неважно, убежденной или стихийной) естественно вырывается: «Но если мне неудобно в лифчике уже сегодня?»

В чем же проблема лифчика? Он имеет функциональный смысл далеко не для всех женщин, которые его носят, причем независимо от размера груди. При этом нередко он наносит вполне очевидный вред (от ссадин на коже до постоянных болей в плечах и спине). Кроме того, стесняя и заковывая, лифчик унифицирует женские тела, вписывает их в культурно-поощряемый стандарт красоты, который не имеет отношения к реальной женской анатомии, но имеет прямое отношение к оценивающему взгляду потребителя. По сути, лифчик способствует восприятию (и самовосприятию) женщины как товара. И с этим, кстати, связана серьезная проблема любой попытки говорить о лифчике: такие попытки в большинстве случаев натыкаются на «да, девушка без лифчика — это сексуально». При этом, конечно, «сексуально» без лифчика выглядит только грудь определенной формы, а обладательницы других форм, если они не «корректируют» и не скрывают их при помощи лифчика, подвергаются агрессии. Женщин обязывают (под страхом санкций разной степени суровости) носить лифчики как минимум во всех официальных ситуациях, и им рекомендуют демонстрировать декольте. Об их собственном комфорте и здоровье, вне связи с направленным на них взглядом другого, речь не заходит никогда. Более того, они и сами не заводят об этом речь. Подавляющее большинство женщин за всю свою жизнь ни разу не задумывается, а что на самом деле удобно им самим (кому-то в самом деле удобнее в лифчике, чем без него, но большинству не приходит в голову подбирать ни наиболее комфортный размер, ни модель, ни материалы). Большинство женщин не задумывается даже о том, есть ли у них какие-то собственные желания, не обусловленные обращенным на них взглядом их (потенциального) хозяина и потребителя. Если говорить коротко, проблема лифчика — это проблема женских тел, которые не принадлежат самим женщинам.

Но это с одной стороны. С другой же — лифчик важен тем, чем он не уникален. То есть как символ патриархатного угнетения, как наглядная иллюстрация того самого: «Личное — это политическое». Эти слова всем хорошо известны, но мало кто действительно понимает их значение. Это слова о натирающем лифчике, об обжигающей боли от эпилятора, о слезящихся глазах, когда выщипываешь брови. О гудящих ногах после того, как приготовишь пару блюд на небольшую семью и приберешься на кухне, о дымке полусна и головокружении, сквозь которые в десятый и двадцатый раз за ночь встаешь к плачущему ребенку. О невидимом комке, который откуда ни возьмись берется в горле и не дает произнести «нет, я не хочу», когда смотришь в глаза любимому человеку. О страхе и отчаянии, с которыми ждешь, проявится или нет вторая красная полоска теста на беременность. О том, что все это: сексуализация и объективация женского тела, несправедливое распределение домашнего труда и труда по уходу за детьми, домашнее насилие, мужская и женская мизогиния — не что иное как разные стороны угнетения женщин. А угнетение женщин — это не только личная проблема каждой из нас, но и проблема общества, в котором мы живем.

Когда в ответ на первые робкие голоса протеста либералы говорят «личное — это личное», они пытаются обмануть и женщин, и самих себя, заставить женщин приватизировать эту политическую проблему и поставить их перед выбором: либо справляйся с ней сама, либо откажись от своих претензий. В первом случае от тебя требуется тратить разнообразные ресурсы на преодоление массы сконструированных обществом барьеров, ключевой из которых — страх, который воспитали в тебе с колыбели. Во втором — если у тебя нет такого запаса времени, денег, умения и желания «работать над собой» — ты сама будешь обвинена (по всегдашней логике обвинения жертвы): не имеешь ресурсов — не смей жаловаться.

Когда леваки говорят «личное — это второстепенное», отрицая право женщины говорить об угнетении, которое она на себе испытывает, они, по сути, делают в точности то же — ведь пока революция не победила и есть более неотложные задачи, угнетение женщины будет оставаться ее личным делом.

Оставим в стороне либералов с их удивительными естественными правами человека, неотчуждаемыми только для тех, кто проходит определенный материальный ценз. Обратимся к левым — борцам с угнетением во всех формах, которые они научились видеть.

Да, сегодня существуют и те, кто называет себя левым и при этом открыто ассоциирует себя с националистическими взглядами. Тем не менее, существует уже немало тех, кто понимает, что национализм и расизм несовместимы с левыми убеждениями. Дискриминация по признаку пола или сексуальной ориентации, по сути, ничем отличается от дискриминации по признаку национальности или расы. Тем не менее пламенные антифашисты все еще оспаривают право некоторых угнетенных групп говорить о своем угнетении. Члены одной социалистической организации заявляют своей подруге и товарищу, что не будут участвовать в кампании в защиту права на аборт, потому что «при социализме аборты будут запрещены», сторонники другой социалистической организации подбегают на Первомайской демонстрации к людям с радужным флагом с криком «Пидоров — в Освенцим!»

И угнетенные оказываются в замкнутом кругу: наверное, левые встанут на их сторону, когда научатся видеть их угнетение, — но как только они пытаются показать его, от них отворачиваются.

Когда кто-то говорит о своем угнетении, самое плохое, что вы можете сделать, — это отказать этому человеку в праве высказаться, или заявить, что то, о чем он(а) говорит, неважно, или уйти, чтобы не слышать, что он(а) говорит. Если у вас нет аналогичного опыта — вы должны слушать тех, у кого он есть. Но очень вероятно, что, — будь вы мужчиной или женщиной — слушая, что говорят угнетенные, вы с удивлением обнаружите то, что происходит и в вашей жизни.

  • 1
А как по-твоему, всякие корсеты, турнюры, кринолины и пр. средства искусственного моделирования женской фигуры, использовавшиеся в другие исторические эпохи (современным вариантом которых можно назвать и лифчик) - это тоже символы угнетения женщин?

Есть какие-то сомнения?

Ну, допустим, корсеты и мужчины носили вполне себе в определенные периоды. Военные особенно. А с ними-то как быть?

Так давай определимся: мы про женские корсеты или про мужские? Я мужское угнетение не отрицаю, хотя у него, конечно, не тот размах все-таки.

Насколько я понимаю, с твоей точки зрения это все угнетение. Но женщинам, как водится, досталось гораздо больше, чем мужчинам:)
А мне, честно говоря, как-то все равно. Мне в лифчике удобно, и все:) И мужчины с их мнениями и стандартами красоты, с их потребительским отношением к женскому телу меня не волнуют (хотя такое у многих из них, конечно, присутствует, в той или иной степени). Вот, например, у меня был один молодой человек, которому нравились девушки без лифчика и с небритыми ногами. Так не перестала же я ради него носить лифчик:)

Ну, тебе везет)

Очень здорово написала, просто супер

"Члены одной социалистической организации заявляют своей подруге и товарищу, что не будут участвовать в кампании в защиту права на аборт, потому что «при социализме аборты будут запрещены»"
и мне так муж мой заявлял. он коммунист, и считает, что угнетения женщины кончится после революции с отменой частной собственности, поэтому якобы нет смысла о нем говорить.
добавлю вас в друзья, пожалуй.

О! Так это, по ходу, наверное, про вас и была история?) Мне zloyxvost рассказывала, что вот, дескать, в Томске %) Ну, может, она видоизменилась немного по принципу испорченного телефона.
Добро пожаловать)

о, тогда про меня.

честное слово, первый раз встречаю мнение о том, что ношение/неношение лифчика - проблема. я одно время не носила лифчик, мне никто про это и слова не сказал.

Мне тоже не говорили пока) Тут загвоздка необязательно в этом.

А почему все-таки не взяли? Все та же самая причина?
И что, интересно, Кагарлицкий сказал? Я его как марксиста уважаю, было бы интересно.

Я тоже! Очень люблю, слушаю лекции и все такое)
Ну вроде бы про буржуазность феминизма, про то, что вот так оперировать символами - это вредно, а надо социальные вопросы, связанные с жизнью женщин, поднимать.

Вот окончание-то статьи - очень даже социальный вопрос.

Не, надо про детские сады или что-то типа того. А телега про лифчики отдает политикой идентичностей, которая есть неолиберальное зло.

Я имею в виду запрет абортов. Очень даже социальный вопрос, который они хотят решать вполне определенным образом :(

ну так Кагарлицкий же. все логично :)

привет, я даша, я не отличаю левоправо

а если относиться к лифчику как к аксессуару
у меня вот, с пингвином, настроение поднимает

я не чувствую угнетения извне, я делаю что хочу
отношение к телу как к сексуальному объекту исходит только от меня, от меня никто ничего не просит, не навязывает

у тебя была короткая стрижка раньше
а сейчас женственная длинная
чем это отличается от бюстгалтерного вопроса

Ну, если он тебе реально никак не мешает, то почему нет. Хотя иногда нужно попробовать и даже распробовать. Я вот полностью осознала, насколько он мне неудобен, походив без него две недели без перерыва.
Стрижка отличается во-первых тем, что я пока не ощущаю большого дискомфорта от длинных волос, во-вторых тем, что я не ощущаю ни страха, ни неловкости при короткой стрижке. И еще тем, что никто не пялится на короткую стрижку. А вот кстати вопросы укладки и окрашивания - действительно ничем особо не отличаются от вопроса лифчика.

А где же критика Кагарлицкого? )))
Или она только устной была?
Ну то есть вообще интересны внятные контраргументы

На первый же взгляд кажется, что, несмотря на упоминание в конце совершенно конкретных фактов дремучести активистов как бы левого толка, в самой статье можно было бы избегать обобщений свойств "левых", то есть деперсонализировать эту ситуацию, применив термины вроде "левая позиция" и четче обозначив проблему реализации фундаментальных мировоззренческих положений в формы практики - проблему, заметим, не специфическую только для левого движения, она куда более фундаментальна.

Ну или там отдельные моменты, как "«нет, я не хочу», когда смотришь в глаза любимому человеку." - которые для нас, лаканистов (!!!) :) - не столь однозначны. То есть форма описания не предполагает, что этот пример отсылает только к жесткому бытовому насилию (собственно, уже без любви к "любимому", там любовь уже другого рода и к другим вещам)

А как ты прошлась по либералам мне как раз понравилось! )

В общем, так как понятно, что "сопротивление лифчику" может происходить действительно только в комплексе с борьбой за освобождение во множестве других аспектов, может, полезно чуть яснее обозначить структуру этих проблем - хоть ты и не настаиваешь, что лифчик среди них на первых ролях. Например, у тебя есть хорошая рифма между признанием левыми верховенства проблем более очевидного (не спрятанного под одеждой) насилия и эксплуатации и применением левыми этой же логики иерархического превосходства крупных форм насилия в отношении к "слабым" репрезентациям геев. Что можно акцентировать еще сильнее.

Возможно, вызывает вопрос, может ли именно "лифчик" быть иконой подобного рода давних затруднений. (Я же пока думаю, он возникает скорее всего потому, что по сути ничто не может быть таким знаком, а, значит, может все подряд).

И еще один важный момент, который, как мне кажется, сейчас вообще довольно сложно осознавать, и главное, практиковать - это текущие представления о красоте и связанном с ней благе. Ты упоминаешь этот момент (не соотв. критериям красоты грудь показывать нельзя), и мне он представляется одним из самых интригующих.

Потому что коммунистическое сознание (которое, вроде бы, можно реализовывать уже сегодня) явно предполагает какие-то иные принципы направления потоков желания и их объективации, чем при капитализме. Однако эти новые формы красоты и удовольствия, похоже, остаются малоизвестными.

Я сам, например, могу припомнить лишь очень смешной пример спора между Гутовым и Виленским, когда Гутов утверждал, что при коммунизме все люди в повседневности будут двигаться как в балете (который будет даваться как раз свободно и легко), а Виленский - что как в авангардном театре и танце.

Хотя, может я просто не в курсе уже известных источников. Если они есть, я бы, кстати, почитал! )

Критика была в личном письме, не адресованном напрямую мне) Особо внятных контраргументов там, насколько я поняла, не было. Был провал коммуникации (о котором, собственно, и текст) и несколько интересных замечаний не совсем по теме.
Про четкую левую позицию я уже поняла, буду учитывать.
Ты меня к лаканистам не причисляй - в Лакане я ни-че-го не понимаю %)
Про красоту есть прекрасная книжка Наоми Вулф The Beauty Myth. Я с ней знакома только в пересказе, но горячо рекомендую %))
Про Виленского с Гутовым смешно))

ммм

а там есть про красоту при коммунизме, ну или об альтернативном (и, что важно) повседневном (и не субкультурном) восприятии красоты? )

потому что хоть этот эпизод утопического вглядывания в коммунистическую жестикуляцию хоть и смешной, но при этом для меня безумно интересный, и я довольно серьезно и с глубоким пониманием отнесся к этой дискуссии (даже позиция гутова именно после того короткого его пассажа мне стала куда более ясна чем при прочтении предыдущей массы)

ps фразу "мы, лаканисты (!!!)" я просто стараюсь писать каждый раз, когда его упоминаю )

А в НЗН эту статью не планируешь опубликовать? Было бы полезно.

Ну, с одной стороны, эта писалась специально с расчетом не столько на феминистскую аудиторию, сколько на левую (и в этом отношении явно, надо признать, неудачна). С другой, нехорошо как-то уже опубликованный в жежешке текст пихать в журнал. Но вообще - если это предложение, то с радостью как-то ее переделаю и отдам на публикацию) Можно, например, больше фактов добавить о лифчиках. Или наоборот больше анализа сексуализации. Короче, с удовольствием это обсужу)

Вера, проверьте Ваши личные сообщения, пожалуйста.

Вот ответ на этот пост, надеюсь, меня услышат. http://cynical-dina.livejournal.com/7470.html

Не скопировала пост сюда, поскольку комменты отслеживаю только в своём журнале)


"Подавляющее большинство женщин за всю свою жизнь ни разу не задумывается, а что на самом деле удобно им самим (кому-то в самом деле удобнее в лифчике, чем без него, но большинству не приходит в голову подбирать ни наиболее комфортный размер, ни модель, ни материалы)."


Такое о женщинах не мог написать только даже тот, кто женщину никогда не видел. Даже на картинке.
Такое не придумать.
Такое получается только при долгом произвольном переборе кнопок компа.

Но что характерно, начиная вдумываться в данный набор слов, ты понимаешь, что он имеет смысл!
И действительно - большинству (добавлю - абсолютному) женщин не приходит в голову подбирать ни наиболее комфортный размер - ни -100, ни +100 (вдруг комфортнее будет?) , ни модель (ни БелАЗ, ни Хонда, ни АЗЛК, ни Нитачи, ни даже Бентли не пытаються подобрать в качестве лифчика, только - Barbara, Insinuate, Livia Corsetti ну или Милавица), ну а про материалы - тут вообще грустно - ни тебе чугуна, ни гранита, ни папиросной бумаги, ни стекловаты.
Как-то так.
Непонятна, нет креатива.

Важная тема - её нужно обязательно довести до всех женщин, от 14-ти летних девочек, до 100-летних бабушек.

"Когда кто-то говорит о своем угнетении, самое плохое, что вы можете сделать, — это отказать этому человеку в праве высказаться, или заявить, что то, о чем он(а) говорит, неважно, или уйти, чтобы не слышать, что он(а) говорит. Если у вас нет аналогичного опыта — вы должны слушать тех, у кого он есть".

Вот прям "должны"?
А зачем?
Если человек осознал свою угнетенность, самое лучшее, что он может сделать - это пойти и помолчать в гордом одиночестве, чтобы понять, как он докатился до такой жизни.
И никто ему в такой ситуации ничего не должен. Сам человек создает обстоятельства своей жизни, он и должен найти выход и силы, чтобы все изменить. Если хочет, конечно.
Пока этого не случится, мы можем поставить на уши и общество и государство, а наш угнетаемый так и будет сидеть в сторонке и пассивно ждать, когда ему дадут свободы и прочих пряников.
Поэтому лично мне кажется стрёмным впрягаться за угнетаемых. Особенно в семьях, они сегодня отнюдь не обязаны быть патриархальными, они такие, какими их делают люди, их создающие.
Если человек добровольно взял на себя непосильные обязательства, только он сам может их сбросить. Со стороны мы можем только порадоваться, если у него получится. Ну, или забить.


Интересная статья. А ведь и правда. В теплое время года я, например, не могу пойти на работу без лифчика - соски торчат, что считается неприличным. В зимнее время года под свитер можно иногда себе позволить его не одевать. А если костюм или что-то строгое-нарядное уже не так будет сидеть. Одно дело когда настроение есть одеть костюм, например, и совсем другое - необходимость надевания его под майку летом на работу.
А если у женщины вдруг грудь не гламурной формы - будут тыкать пальцем.
И таки да, мужское нижнее белье определенно более комфортно, что по крою, что по материалу. И не видно его в большинстве случаев под мужской одеждой, хоть он стринги нацепит, хоть семейные трусы. Тем более никто не обратит внимания надел и он майку под одежду.

  • 1
?

Log in